До 9 класса я очень сомневалась в своих силах и про поступление в МГУ даже не думала: хотела поступать в медицинский вуз. Но, когда поняла, что не хочу быть врачом, проблема выбора встала очень остро. После долгих метаний я остановилась на двух вариантах — МГУ и МАИ. В МГУ я подавала заявление только на факультет биоинженерии и биоинформатики, потому что точно знала, что поступлю туда: призёрство во Всероссийской олимпиаде школьников по биологии обеспечивало мне поступление на этот факультет без экзаменов. Диплом олимпиады существенно упрощал поступление, поэтому для меня поступление и ЕГЭ прошли спокойно и без лишних нервов. На выбор в пользу МГУ повлияло и то, что меня очаровало его главное здание, когда я пришла подавать документы. А в приемной комиссии мне сразу сказали, что я могу считать себя зачисленной.
Я выбрала его потому, что не хотела быть полевым биологом, а факультет биоинженерии и биоинформатики сразу давал углубление в интересные мне области биологии. Еще сыграло свою роль то, что это малый факультет, а я не люблю большие толпы людей: нас было всего 42 человека на первом курсе.
Я училась в школе с углубленным изучением биологии — Кировском лицее естественных наук. Там я увлеклась биологией, а потом приняла участие в олимпиаде, после которой меня пригласили в Летнюю многопредметную школу на отделение биологии (в той же Кировской области), где я заинтересовалась этой наукой уже по-настоящему. Там работают совершенно потрясающие преподаватели и царит удивительная атмосфера.
В летней школе было четыре отделения: математическое, физическое, химическое и биологическое. Обучение представляет из себя четыре цикла из четырех учебных дней и одного выходного. Каждый учебный день состоит из трех пар по 1,5 часа до обеда и еще одной или двух пар после обеда. Учиться приходилось много, но все предметы были интересными: их вели замечательные преподаватели, многие из которых сами были выпускниками этой летней школы. Материал выходил далеко за рамки школьной программы даже профильной школы. Обучение в летней школе — это возможность подготовиться к олимпиадам и поступлению в вузы лучше, чем с репетиторами. Достаточно сказать, что все участники нашей группы на биологическом потоке стали призерами и победителями Всероссийской олимпиады школьников, или Всеукраинской для ребят из Украины, которые у нас учились. Программа нашего отделения включает в себя подробное и постепенное изучение биологии, начиная с седьмого класса. Семиклассники занимаются ботаникой, зоологией беспозвоночных, например, а десятиклассники — молекулярной биологией, биохимией, клеточной биологией, эволюцией и генетикой.
Основной плюс заключается в хорошем, качественном базовом образовании по биологии, химии и математике. Обучение ориентировано именно на то, чем человек будет в дальнейшем заниматься в своей работе. Есть минимум предметов, которые можно назвать бесполезными: мы изучаем только то, что необходимо и интересно. Начиная со второго курса, мы работаем в лабораториях, то есть к концу обучения (а учимся мы шесть лет по программе специалитета) у нас будет пять лет опыта практической работы в лабораториях. Можно поменять лабораторию несколько раз и попробовать себя в разных направлениях. Еще одним преимуществом я считаю небольшое количество людей на курсе. Для преподавателей мы тоже не безликая масса: нас знают и запоминают.
Однако не стоит поступать сюда, если вы не готовы много и тяжело учиться. Здесь можно добиться очень многого, но для этого придется много работать. Других минусов я не вижу.
В МГУ есть Научно-исследовательский институт физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского. В его состав входит много разных лабораторий. Кроме того, есть лаборатории в других НИИ. Вот в них мы и работаем. Важно только, чтобы у студентов был куратор, который является сотрудником факультета или НИИ ФХБ им. А.Н. Белозерского. Мы занимаемся тем, чем скажет научный руководитель лаборатории. Чаще всего — участвуем в штатных исследованиях, которые ведёт данная группа. Исследования в лабораториях проходят не в рамках изучения учебных предметов. Для этого есть практикумы в рамках учебного процесса.
Сейчас с клеткой можно сделать почти всё, что хочется.
Ну как это может быть неинтересным?
Я занимаюсь изучением процесса воспаления, в частности, того, как происходит один из начальных его этапов.
Когда в какой-либо ткани начинается воспалительный процесс, иммунные клетки должны выйти из кровяного русла и попасть к очагу воспаления. Для этого они должны точно понимать, в каком месте это надо сделать. Этой цели служат, в том числе, и особые молекулы, которые выставляются на их поверхности клетками выстилки стенок сосуда. Одновременно с этим клетки стенки сосуда делают возможным проникновение иммунных клеток через стенку. Я занималась регуляцией того этапа, когда клетки выставляют на своей поверхности вот те самые молекулы.
Чтобы стать хорошим биоинформатиком, нужно владеть знаниями по молекулярной биологии, биохимии, клеточной биологии, химии, теории вероятностей, математической статистике и другим областям математики, уметь программировать — очень много всего. Нельзя выделить 2-3 профильных предмета.
Мне, скорее, интересны предметы из области биологии — генная инженерия, например. Молекулярную биологию я люблю за то, что в ней всё складывается в такую большую и красивую историю, которая может быть не менее увлекательной, чем интересная книга. Вроде бы происходят разные процессы, но через посредников они складываются в единое целое. Это очень изящно, если можно так выразиться.
Вообще, дело не только в преподавании или вузе, все зависит от личного отношения. Биологию я полюбила уже в школе, так что тут для меня ничего особенно не поменялось.
Многие в детстве любят конструктор. А в генной инженерии рассказывается, как разными способами буквально заменить всю ДНК в бактерии или вирусе. Это очень увлекательно. Наука сейчас продвинулась далеко вперед, некоторые методы кажутся буквально фантастикой. Сейчас с клеткой можно сделать почти всё, что хочется. Ну как это может быть неинтересным?
Со мной учатся очень разные люди, но большинство из них — весьма целеустремленные и амбициозные личности. Большая часть поступала на этот факультет по ЕГЭ и дополнительным вступительным испытаниям МГУ, хотя хватает и тех, кто поступал по олимпиадам. Лентяи здесь долго не учатся: вылететь после сессии довольно легко.
У выпускников нашего факультета могут быть самые разные перспективы. Можно уехать за границу на стажировку или постоянную работу. Можно работать в России в НИИ. Можно работать к коммерческих структурах, — например, в фармкомпаниях. Выпускники могут выполнять разные обязанности: все зависит от личных качеств и интересов. Но, конечно, факультет в основном готовит ученых.
Обсуждение материала
Оставить комментарий